Реклама
» » Бюрократы всего мира против IKEA

Бюрократы всего мира против IKEA


По словам Микаэля Олссона, количество времени, необходимое для открытия магазина, почти удвоилось за последние годы. «То, что несколько лет назад занимало два-три года, теперь занимает от четырех до шести лет. И мы также видим, что есть много скрытых препятствий на различных рынках, в том числе тут (в Европейском союзе), что сдерживает нас», - заявил он в интервью The Wall Street Journal.

Инвестпрограмма мебельной компании к 2020 году может достичь 20 млрд евро. IKEA планирует почти удвоить количество своих магазинов к концу десятилетия - до 500 торговых точек. В течение четырех лет во главе IKEA Олссон достаточно удачно лавировал в нелегких экономических условиях. Стратегия нынешнего главы компании, предполагавшая рост на развивающихся рынках, была успешной, позволив значительно нарастить продажи в Китае, России и Польше в 2012 финансовом году. США и Германия также были важными рынками для IKEA. Но теперь он выходит на пенсию, и в сентябре его сменит Петр Агнефьель.

Бюрократы всех мастей

Но прежде, чем Олссон уйдет, он «должен помочь компании понять, как лучше ориентироваться в ситуации с бюрократическими препонами». «Мы планируем увеличить скорость открытия новых магазинов, но прохождение всех административных процедур занимает все больше и больше времени, - сказал он. - Мы должны знать, как с этим бороться, имея большое количество проектов. Но я думаю, что есть возможности для совершенствования законодательства со стороны властей».

IKEA планирует инвестировать порядка 2 млрд евро в магазины, заводы и возобновляемые источники энергии в этом году. Но расходы на инвестиции в прошедшем году резко упали: она недоинвестировала в новые проекты около 1 млрд евро из плановых 3 млрд евро, в основном из-за бюрократических препятствий, заявил Олссон. Например, уже 10 лет IKEA безуспешно пытается сменить место работы магазина во Франции. Сложной задачей является и ассортиментная политика в Германии. Самые большие проблемы у компании в Индии, где за 20 лет IKEA намерена потратить на развитие около 1,5 млрд евро и открыть 25 магазинов. Правительство разрешило иностранным ритейлерам владеть 100% бизнеса на своей территории, но проблема заключается в правах на управление кафе в торговых центрах и продажи товаров под чужими брендами. «Жаль, потому что это может способствовать созданию рабочих мест и инвестиций в условиях, когда существует высокий уровень безработицы во многих странах», - говорит Олссон. Один магазин IKEA создает рабочие места примерно для 1000 человек.

Российские проблемы

Немало проблем у компании и в России. В 2009 году она приостановила инвестиции в нашей стране из-за «непредсказуемого характера административных процедур в ряде регионов». После этого к решению вроде бы пришли, и IKEA начала работать. «Мы хотели бы открыть в Москве еще три магазина IKEA - отдельно стоящих, не в составе торгового центра», - заявил Олссон в интервью «Ведомостям» в начале 2011 года. Но уже в конце того же года компания сообщила, что не намерена строить новые торговые центры «Мега» в регионах, пока развитие сети не сдвинется с мертвой точки в Москве. Теперь из-за затянувшихся переговоров с правительством столицы о поиске земельных участков под отдельно стоящие магазины процесс опять стоит на месте.

Бюрократия является одной из фундаментальных проблем современной экономики, говорит главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. Уровень бюрократической волокиты в России действительно высокий. И бюрократические барьеры воспринимаются иностранными инвесторами как дополнительный риск. По этой причине российский фондовый рынок по фундаментальным показателям является недооцененным. Прозрачность и оптимизация процедур положительно сказались бы на имидже компаний и послужили бы стимулом для роста иностранных инвестиций.

При этом России нужны иностранные компании, это в первую очередь приток денег и создание рабочих мест, говорит вице-президент банка «Стройкредит» Роман Морозов. Наша страна по-прежнему остается привлекательной для инвесторов, но инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Иностранцев отпугивает политизированность, все больше и больше проявляются признаки авторитарного режима. Также влияют масштабы коррупции, отсутствие прозрачности судебной системы, высокая инфляция, несовершенное законодательство. Это тормозит процесс экспансии иностранного капитала в экономику РФ.

Конечно, работать в России иностранным компаниям действительно сложно, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин: другой менталитет, мышление и принципы ведения бизнеса зачастую препятствуют реализации перспективных проектов, которые пошли бы на пользу не только зарубежному эмитенту, но и российской экономике. Ситуация с IKEA вообще показательна, и властям стоило бы обратить внимание именно на этот пример тяжелого ведения европейского бизнеса в России, чтобы устранить ключевые ошибки отношений с иностранным бизнесом, чтобы улучшить инвестклимат в стране. Вообще же систему согласований нужно выстраивать с самого начала, делая ее полностью прозрачной и понятной.

Не только в России

Но с бюрократическими препонами бизнес сталкивается во всем мире, отмечает старший аналитик аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова. Насколько они высоки и преодолимы, зависит от того, в какой отрасли работает компания, размер инвестора, а также личные связи собственников с лицами, принимающими нужные решения. Очень многое зависит от специфики бизнеса. Сейчас много говорится о том, что бизнесу надо помогать и по возможности снижать существующие препоны. Однако в реальности делается немногое, и компаниям приходится искать обходные пути решения насущных проблем, что требует и временных, и финансовых затрат.

Мировой рынок сейчас вообще склонен к ограничениям, соглашается замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Посткризисный период, охарактеризовавшийся замедлением мировой экономики, вообще привел к усилению роли государства в корпоративных процессах. Правительства пытаются по возможности повысить протекционистские или, наоборот, заградительные меры для движения бизнеса - в зависимости от того, по какую сторону границы находится бизнес. Развивающиеся рынки вынуждены особенно жестко защищать свое экономическое пространство, так как они в большей степени страдают от колебаний валютных курсов, а также от неустоявшегося внутреннего спроса. И было бы логично увидеть, что развивающиеся рынки поднимают внутренних ритейлеров, ограничивая возможности внешних.

P.S. Если данный материал оказался для Вас полезным, то, пожалуйста, поделитесь об этом в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

0
    

Комментарии -
0

Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите два слова, показанных на изображении:
Реклама