Бюджет РФ будет терпеть убытки от экспорта нефтепродуктов еще три года
Целью внедрения таможенной системы, получившей название «60-66», было стимулировать добычу нефти и увеличить глубину ее переработки на российских НПЗ. Для этого экспортные пошлины на темные и светлые нефтепродукты были унифицированы и установлены на уровне 66% от пошлины на нефть. При этом пошлина на темные виды топлива увеличилась сразу на 26% (ранее она была 40%). Экспортная пошлина на нефть была снижена с 65% до 60% (отсчитывается от цен агентства Argus). Система начала действовать с 1 октября 2011 года.
Повышение экспортных пошлин на мазут должно было, по замыслу правительства, заставить НПЗ начать активную реконструкцию мощностей, что привело бы к снижению переработки нефти на 20-25 млн т - до 230 млн т. На снижение экспорта нефтепродуктов должно было сказаться повышение пошлины на бензин до уровня 90% от пошлины на нефть с 1 мая 2011 года.
Но в данных планах не был учтен эффект рост цены нефти в 2012 году до средней величины $111 за баррель с $95 в 2011 году. В результате экспорт нефтепродуктов стал выгоднее экспорта нефти, выросли и объемы переработки нефти. В 2012 году в стране было переработано 270 млн тонн сырой нефти, что больше на 4,9% показателя 2011 года. Производство мазута выросло на 1,6% (до 74,3 млн т), а его экспорт увеличился на 5,3%. Всего доля темного топлива в нефтяном экспорте увеличилась с 22% до 23,3%, светлого - уменьшилась с 11,3% до 10,7%. При этом суммарный экспорт нефти в 2012 году сократился на 1% - до 239,6 млн тонн при росте добычи нефти с газовым конденсатом на 1,3% по сравнению с предыдущим годом - до 518 млн тонн.
По оценкам «Транснефти», с учетом всех последствий изменений в структуре экспорта и переработки потери федерального бюджета достигают $2 млрд в год, а прямые потери «Транснефти» - около $300 млн в год.
Рост рентабельности экспорта темных нефтепродуктов стимулировал увеличение переработки нефти на мини-НПЗ - «самоварах» по терминологии нефтяников - занимающихся самой примитивной переработкой нефти. Не имеющие системы очистки нефти от серы, «самовары» ориентированы на переработку самой лучшей низкосернистой нефти. По словам заместителя вице-президента «Транснефть» Игоря Кацала, «самовары» забирают около 10 млн тонн качественной нефти. Выявлены случаи, когда из нефтепроводов отбиралась качественная составляющая сырья, а «отходы» снова закачивались в трубу. Переработка низкосернистой нефти выгодна и крупным НПЗ, не ориентированным специально на сернистую нефть. В результате «Транснефть» испытывает большие проблемы с доведением до заданных стандартов сырья в экспортных нефтепроводах, так как в систему поступает все больше высокосернистой нефти (более 3% серы) из месторождений в Башкирии, Татарстане Удмуртии. Количество высокосернистой нефти в системе «Транснефти» за последние два года увеличилось почти на 3 млн тонн.
В прошлом году «Транснефть» сообщала, что за два года уровень сернистости Urals в нефтепроводе «Дружба» вырос на 0,15% (до 1,56%), а в порту Новороссийска - на 0,1% (до 1,4%). В 2013 году трубопроводная монополия планирует повышение содержания серы в экспортном направлении по магистральному нефтепроводу «Дружба» с 1,6% до 1,7%, на порт Новороссийск - с 1,45% до 1,5%, на терминал в Приморске - с 1,4% до 1,5%, заявил Игорь Кацал.
Низкосернистую качественную нефть ВИНКи предпочитают отправлять на экспорт через ВСТО с премией за качество до $30 с тонны или доставлять в порты Черного моря по железной дороге.
Сохранение существующих положений с экспортом и переработкой нефти ставит под угрозу стабильность экспортных нефтяных потоков страны и осложняет функционирование крупных НПЗ. Игорь Кацал заявил, что назрела необходимость выработать определённую систему мер, вплоть до запрета на строительство новых НПЗ, ориентированных на примитивную переработку малосернистой нефти, и повышать экспортную пошлину на продукцию НПЗ с низкой глубиной переработки. Это, по мнению И. Кацала, должно компенсировать потери бюджета от замещения экспорта нефти поставкой на экспорт тёмных нефтепродуктов.
Хотя источники в правительстве не подтверждают возможность изменения системы регулирования топливной отрасли в ближайшее время, их может заставить сделать это падение доходов от топливного экспорта, основы финансовой устойчивости государства.
Экспортная пошлина на нефть в России снизится с 1 апреляP.S. Если данный материал оказался для Вас полезным, то, пожалуйста, поделитесь об этом в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
Рекомендуем также

« Декабрь 2023 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Комментарии -0